воскресенье, 23 июня 2013 г.

Новые нейтральные градиентные фильтры Hoya

Сейчас, в эпоху цифровой фотографии, у многих складывается впечатление, что применение светофильтров потеряло былую актуальность из-за возможности имитации их эффекта средствами компьютерной обработки изображений. Более того, этот (не очень-то честный) приём, похоже, частенько используют сами производители фильтров для иллюстрации их работы. Так что, в какой-то степени, это действительно так, но далеко не во всём и не всегда... 

Самый типичный пример – поляризационные светофильтры. То, что они делают компьютерным технологиям не по зубам. Другой случай – светофильтры, уменьшающие световой поток. В силу своей нейтральности, они не влияют на изображение непосредственно, а используются для увеличения времени экспозиции (выдержки), что активно применяется фотографами для «размытия» движения с целью  достижения различных эффектов вплоть до практически полного исчезновения движущихся объектов из кадра. Они же позволяют снимать светосильными объективами на открытой диафрагме, ослабляя избыточное освещение, когда ограничивающим фактором становится минимально допустимая затвором выдержка. Обычно это необходимо для уменьшения глубины резкости, чтобы отделить объект от фона (например, в портретной фотографии), но также способствует большей детализации снимков в случае фотоаппаратов с небольшим размером сенсора (из-за влияния дифракции).

Казалось бы, какое отношение к этому имеют градиентные фильтры, эмулируемые простейшим наложением соответствующего эффекта практически в любом фоторедакторе, а то и прямо в некоторых raw-конвертерах? Тут играют роль два простых вопроса: как быть тем, кто снимает в jpeg и что делать, если слабые характеристики сенсора фотоаппарата существенно ограничивают силу эффекта?

Понятное дело, что с точки зрения фотолюбителя-перфекциониста обе эти проблемы решаются радикально: снимать только в raw и использовать лучшую камеру. Однако в реальности не всё так просто. Например, на момент написания этой статьи просто не существует программ конвертации raw для планшетных компьютеров, которые так удобны в путешествиях, raw-файлы пока  «тяжеловаты» для беспроводной передачи и совсем уж непригодны для мгновенной выкладки в Интернет. С технической стороной вопроса тоже не всё так однозначно: 14-битные raw-ы и широкий ДД доступны далеко не в каждом аппарате, особенно, если говорить о беззеркальных системах или, тем более, о «мыльницах».

На самом деле, такая логика позволяет сделать вывод, что все светофильтры так или иначе имеют право на существование. Но сейчас я постараюсь рассказать о довольно интересной новинке, выпущенной японской оптической компанией HoyaGradation ND filter.

Интересен этот новый фильтр тем, что в нём есть одна «изюминка». Как известно, все градиентные фильтры имеют сравнительно обширную полностью прозрачную  область. При этом область максимального затемнения может быть большой, а переход относительно узким (и даже полностью отсутствующим – как у полуфильтров), или может быть очень маленькой, расположенной с самого края, но с обширной областью плавного градиента (как у фильтров B+W). Здесь же присутствует один сплошной градиент. Такое решение выглядит довольно необычно и имеет свои особенности:
  • Плавность градиента позволяет избавиться от неестественности картинки, которая в некоторых случаях сопровождает эффект от градиентных фильтров с выраженной границей светлой и тёмной частей фильтра, а также позволяет компоновать кадр без оглядки на положение этой границы по причине полного её отсутствия.
  • Фильтр имеет как бы двойное назначение: общее уменьшение светового потока и нейтрализация (или наоборот создание) градиента освещённости. 
  • Градиентный эффект от фильтра минимален при «пейзажной» ориентации кадра и вертикальном направлении градиента. В такой ситуации фильтр становится в большей степени просто нейтральным, уменьшающим световой поток.

Выпускаться будут две модификации Gradation ND светофильтров: ND10 и ND25. Первый – более сильный – приблизительно на три стопа (8x) в наиболее тёмной части. Второй – примерно вдвое слабее. Конструкция их проста и изящна: обычная пластина из затемнённого стекла как бы срезана под углом и склеена с точно также срезанной пластиной из полностью прозрачного стекла. Как-то так:


Мне на тест достался тот, что более плотный:


Как видно на снимке, конструктивное исполнение достаточно приличное. Стекло аккуратно прижимается к оправе алюминиевым резьбовым кольцом. Толщина оправы небольшая – 5мм (против 8мм у большинства обычных таких фильтров), что позволяет использовать его с относительно широкоугольными объективами. Небольшое виньетирование, заметное на некоторых моих примерах ниже, связано с присутствием step-up ring (повышающего кольца), необходимого для согласования диаметров резьбы объектива (55мм) и тестового фильтра (58мм).  Рядом с обычным градиентником этот Grad ND10 и правда выглядит необычно:


Градиент действительно «размазан» по всей поверхности, но есть и другая особенность, которую лучше видно при направленном освещении – зеленоватый отлив, вызванный наличием просветляющего покрытия:



Это очень существенное достоинство, связанное с  тем, что фильтр изготовлен из стекла, в отличие от подавляющего большинства других – пластиковых. Увы, нанести прочное просветление на акрил практически невозможно.

Так для чего же лучше всего подходят светофильтры такого типа? Как воспользоваться их преимуществами и обойти недостатки?

Одним из применений может стать возможность немного «обмануть» экспозамер современных фотоаппаратов. Дело в том, что при замере происходит некоторое усреднение и когда в кадре присутствуют яркие, но небольшие по размеру области, они зачастую пересвечиваются. Вот типичный пример:


Матричный замер угадывает в этой картинке пейзаж и пытается не упустить передний план в зону глухой тени. Это, конечно же, правильно. Однако, если приблизить задний план, мы увидим серьёзные и практически неустранимые локальные пересветы:


Теперь воспользуемся нашим новым фильтром:


Получаем более ровное по освещению изображение, однако наложение не слишком сильного плавного градиента вдоль короткой стороны кадра неплохо сохраняет естественность сцены. При этом и находящийся в тени передний план достаточно проработан и катастрофические пересветы на заднем плане почти отсутствуют:


Конечно, если использовать обычный градиентный фильтр, то проблема пересветов решается ещё более радикально, однако картинка приобретает явно ненатуральный вид, так как отражение неба в воде уравнивается по яркости с самим небом, а дерево справа уходит в глухую тень:


Некоторое осветление, разумеется возможно при постобработке, но не надо забывать, что это приведёт к увеличению шумов в тенях и необходимости компенсировать их уменьшением размера изображения.

Кроме того, нельзя не заметить, что композиция данного кадра допускает расположение горизонта посередине. В противном случае, использование обычного градиентного фильтра потребовало бы заметной обрезки снизу или сверху.

А вот ещё один подобный пример, в котором, однако, мы станем использовать горизонтальное направление градиента. Разумеется, градиент, направленный вдоль длинной стороны кадра будет более сильным. Без фильтра изображение, даже после некоторой выравнивающей обработки, выглядит так:


Тут присутствует очень большой перепад яркостей правой и левой частей, при этом наиболее информативная левая часть рискует уйти в тень при использовании напрашивающейся отрицательной экспокоррекции, что совершенно недопустимо. В результате имеем заметно выбеленную и «давящую на глаз» правую сторону и низкий общий контраст изображения. Теперь попробуем ослабить правую часть нашим фильтром:


В результате проработка области заката значительно улучшается, а вся левая сторона оказывается настолько светлой, что позволяет применить кривую, повышающую контраст с сохранением общей экспозиции на приемлемом уровне. Лишь небольшая область деревьев на набережной справа уходит в тень, но в данном случае это не слишком существенно. А ещё этот пример интересен работой в контровом свете, что при использовании непросветлённого пластикового градиентника сопряжено с риском «наловить» полный кадр «зайцев».

Поскольку цена новых фильтров мне пока неизвестна, из недостатков я могу отметить лишь один: на оправе нет никакой метки, указывающей направление градиента. Это усложняет позиционирование фильтра, поскольку его эффект слишком тонок для точной и быстрой установки «на глазок». Ну и, конечно, надо помнить, что светофильтр с таким характером градиента не является полностью универсальным и не заменит на 100% градиентники с выраженной границей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий